23.10.2004 Кременчуг, кубок Величко Джим Бенсон учится летать. Джим слева. Справа переводчик Алёна
Перелеты русского ''богатыря''

«Русская авиация движется гигантскими шагами. Последним, взволновавшим всю Россию успехом ея, явились июньские перелеты экипажа гигантского аэроплана «Илья Муромец №2». Это был первый серьезный экзамен летучих качеств дредноута русского воздушного флота. Он удался блестяще»… Так оценивал первый дальний перелет четырехмоторного воздушного богатыря киевский журнал «Автомобильная жизнь и авиация» в июньском номере за 1914 год.


Илья Муромец

     Напомним кратко историю создания самолета-гиганта. 15 марта 1913 года впервые поднялся в воздух первенец отечественного тяжелого самолетостроения четырехмоторный «Русский витязь». Его успешные полеты, а также опыт постройки и эксплуатации первого тяжелого самолета позволили русским самолетостроителям создать новый, более мощный, с улучшенными летно-техническими характеристиками воздушный корабль, которому было присвоено гордое имя «Илья Муромец»..


Русский витязь

     Первый полет его состоялся в декабре 1913 года. С этого дня начались триумфальные полеты воздушного богатыря, в том числе и «июньские перелеты».

     17 июня газета «Новое время» сообщила, что «в ночь на 15 июня в 1 час 22 минуты «Илья Муромец» поднялся с Корпусного аэродрома и улетел в Киев». Вот что писал экипаж в журнале «Воздухоплаватель»: «Накануне отлета мы погрузили 56 пудов бензина, 16 пудов масла, около 6 пудов инструментов, около трех пудов разных мелких вещей... В воздухе было сравнительно спокойно, но настолько темно, что приходилось управлять, освещая компасы и контрольные приборы электрическими лампочками. Через час полета сделалось светлее, и мы получили возможность видеть приборы, и расстилающуюся под нами землю».

     Вскоре начался сильный боковой ветер, заметно повлиявший на скорость «Муромца». В 8 часов 40 минут на высоте 1200 м прошли Витебск, где сбросили аэрограмму. Вскоре после Витебска начало качать. Впрочем, это не затрудняло полета, так как никто не был утомлен».

     Хочется привести отклик «Витебского вестника» на это необыкновенное событие в жизни города. «Полет аэроплана над Витебском, - писала газета, - положительно взбудоражил весь город. Шум пропеллера и машин производил впечатление движущегося поезда… Для витебска это пока редкое явление, но мы накануне того момента, когда в воздухе будут носится летательные аппараты по всем направлениям и эти полеты сделаются обычным явлением».

     В 9часов 30 минут авиаторы долетели до Орши и благополучно произвели спуск, чтобы пополнить баки горючим, произвести осмотр самолета. Было пройдено 750 км за 8 летных часов. Это был международный рекорд продолжительности и дальности полета с четырьмя авиаторами на борту. Сегодня эти рекордные цифры покажутся ничтожными, но тогда они производили огромное впечатление и выдвигали русское самолетостроение на первое место в мире.

     На рассвете следующего дня воздушный корабль продолжил полет. Впереди был последний этап перелета. Подробности о нем можно найти в газете «Киевлянин». После старта вскоре обнаружилось, что лопнула бензопроводная трубка третьего мотора и вытекающий из нее бензин загорелся. Выскочившие тотчас на крыло лейтенант Лавров и механик Панасюк погасили пожар огнетушителями и тряпками. Пришлось произвести спуск и устранить поломку. И снова взлет. Погода к этому времени изменилась. В течении двух часов авиаторы летели под проливным дождем, при сильном ветре, а затем более часа пришлось совершать полет выше облаков, не видя земли и руководствуясь только одним компасом.

     В Киеве на аэродроме встречающие с волнением всматривались в горизонт. В начале девятого показалась темная точка. Все увеличивающаяся по мере приближения к аэродрому. Еще несколько минут, и громадный воздушный корабль парит над аэродромом. На мостике стоит механик Владимир Панасюк и приветливо машет шляпой своему родному Куреневскому аэродрому. Описав круг, воздушный богатырь плавно произвел спуск.

     В последующие дни экипаж произвел несколько показательных полетов на «Муромце» над Киевом и его окрестностями. В одном из них в качестве пассажира в воздух поднялся выдающийся русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров.

Петр Николаевич Нестеров

     Утром 28 июня начался обратный перелет. На этот раз погода благоприятствовала авиаторам. Первый спуск произвели а Новосокольниках. За 7 часов 25 минут было покрыто около 700 км. После непродолжительного отдыха и обслуживания самолета – взлет. В начале шестого часа под «Муромцем» проплыли окраины столицы. Долетев до Невского проспекта, авиаторы развернулись и взяли курс на Корпусной аэродром. 1200 километров было пройдено в один день за 14 часов.

     Значение этого перелета трудно переоценить. За успешный перелет воздушному богатырю было присвоено почетное звание «Илья Муромец Киевский». Это славное имя крылатый богатырь оправдал и дальнейшей службой Родене. В августе 1914 года он был передан военному ведомству. Самолет «находился в строю свыше двух лет, совершал боевые полеты, потом использовался как учебный и был списан в 1916 г.».


При создании статьи использовались следующие ресурсы:
Журнал «Крылья Родины», В. Король
www.pobeda.ru
eroplan.boom.ru


P.S. В 1919 г. конструктор воздушных богатырей иммигрировал в США. Видимо поэтому в статье советских времен журнала «Крылья Родины» не было упомянуто имя конструктора Игоря Ивановича Сикорского, который возглавлял выше упомянутые перелеты.

Игорь Иванович Сикорский


 

  О нас

  Новости

  Происшествия

  Статьи

  Своими руками

  Страницы истории

  Спорт

  Техника

  Магазин

  Погода

  Ссылки

  Видео

  Фотоальбом



Пишите нам по адресу: avp@avispro.com.ua

 
| О нас | Новости | Происшествия | Статьи | Своими руками | Страницы истории | Спорт | Техника | Магазин | Погода | Ссылки | Видео |