Перелеты русского ''богатыря''

«Русская авиация движется гигантскими шагами. Последним, взволновавшим всю Россию успехом ея, явились июньские перелеты экипажа гигантского аэроплана «Илья Муромец №2». Это был первый серьезный экзамен летучих качеств дредноута русского воздушного флота. Он удался блестяще»… Так оценивал первый дальний перелет четырехмоторного воздушного богатыря киевский журнал «Автомобильная жизнь и авиация» в июньском номере за 1914 год.


Илья Муромец

     Напомним кратко историю создания самолета-гиганта. 15 марта 1913 года впервые поднялся в воздух первенец отечественного тяжелого самолетостроения четырехмоторный «Русский витязь». Его успешные полеты, а также опыт постройки и эксплуатации первого тяжелого самолета позволили русским самолетостроителям создать новый, более мощный, с улучшенными летно-техническими характеристиками воздушный корабль, которому было присвоено гордое имя «Илья Муромец»..


Русский витязь

     Первый полет его состоялся в декабре 1913 года. С этого дня начались триумфальные полеты воздушного богатыря, в том числе и «июньские перелеты».

     17 июня газета «Новое время» сообщила, что «в ночь на 15 июня в 1 час 22 минуты «Илья Муромец» поднялся с Корпусного аэродрома и улетел в Киев». Вот что писал экипаж в журнале «Воздухоплаватель»: «Накануне отлета мы погрузили 56 пудов бензина, 16 пудов масла, около 6 пудов инструментов, около трех пудов разных мелких вещей... В воздухе было сравнительно спокойно, но настолько темно, что приходилось управлять, освещая компасы и контрольные приборы электрическими лампочками. Через час полета сделалось светлее, и мы получили возможность видеть приборы, и расстилающуюся под нами землю».

     Вскоре начался сильный боковой ветер, заметно повлиявший на скорость «Муромца». В 8 часов 40 минут на высоте 1200 м прошли Витебск, где сбросили аэрограмму. Вскоре после Витебска начало качать. Впрочем, это не затрудняло полета, так как никто не был утомлен».

     Хочется привести отклик «Витебского вестника» на это необыкновенное событие в жизни города. «Полет аэроплана над Витебском, - писала газета, - положительно взбудоражил весь город. Шум пропеллера и машин производил впечатление движущегося поезда… Для витебска это пока редкое явление, но мы накануне того момента, когда в воздухе будут носится летательные аппараты по всем направлениям и эти полеты сделаются обычным явлением».

     В 9часов 30 минут авиаторы долетели до Орши и благополучно произвели спуск, чтобы пополнить баки горючим, произвести осмотр самолета. Было пройдено 750 км за 8 летных часов. Это был международный рекорд продолжительности и дальности полета с четырьмя авиаторами на борту. Сегодня эти рекордные цифры покажутся ничтожными, но тогда они производили огромное впечатление и выдвигали русское самолетостроение на первое место в мире.

     На рассвете следующего дня воздушный корабль продолжил полет. Впереди был последний этап перелета. Подробности о нем можно найти в газете «Киевлянин». После старта вскоре обнаружилось, что лопнула бензопроводная трубка третьего мотора и вытекающий из нее бензин загорелся. Выскочившие тотчас на крыло лейтенант Лавров и механик Панасюк погасили пожар огнетушителями и тряпками. Пришлось произвести спуск и устранить поломку. И снова взлет. Погода к этому времени изменилась. В течении двух часов авиаторы летели под проливным дождем, при сильном ветре, а затем более часа пришлось совершать полет выше облаков, не видя земли и руководствуясь только одним компасом.

     В Киеве на аэродроме встречающие с волнением всматривались в горизонт. В начале девятого показалась темная точка. Все увеличивающаяся по мере приближения к аэродрому. Еще несколько минут, и громадный воздушный корабль парит над аэродромом. На мостике стоит механик Владимир Панасюк и приветливо машет шляпой своему родному Куреневскому аэродрому. Описав круг, воздушный богатырь плавно произвел спуск.

     В последующие дни экипаж произвел несколько показательных полетов на «Муромце» над Киевом и его окрестностями. В одном из них в качестве пассажира в воздух поднялся выдающийся русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров.

Петр Николаевич Нестеров

     Утром 28 июня начался обратный перелет. На этот раз погода благоприятствовала авиаторам. Первый спуск произвели а Новосокольниках. За 7 часов 25 минут было покрыто около 700 км. После непродолжительного отдыха и обслуживания самолета – взлет. В начале шестого часа под «Муромцем» проплыли окраины столицы. Долетев до Невского проспекта, авиаторы развернулись и взяли курс на Корпусной аэродром. 1200 километров было пройдено в один день за 14 часов.

     Значение этого перелета трудно переоценить. За успешный перелет воздушному богатырю было присвоено почетное звание «Илья Муромец Киевский». Это славное имя крылатый богатырь оправдал и дальнейшей службой Родене. В августе 1914 года он был передан военному ведомству. Самолет «находился в строю свыше двух лет, совершал боевые полеты, потом использовался как учебный и был списан в 1916 г.».


При создании статьи использовались следующие ресурсы:
Журнал «Крылья Родины», В. Король
www.pobeda.ru
eroplan.boom.ru


P.S. В 1919 г. конструктор воздушных богатырей иммигрировал в США. Видимо поэтому в статье советских времен журнала «Крылья Родины» не было упомянуто имя конструктора Игоря Ивановича Сикорского, который возглавлял выше упомянутые перелеты.

Игорь Иванович Сикорский


 

  О нас

  Новости

  Происшествия

  Статьи

  Своими руками

  Страницы истории

  Спорт

  Техника

  Магазин

  Погода

  Ссылки

  Видео

  Фотоальбом



Пишите нам по адресу: avp@avispro.com.ua

 
| О нас | Новости | Происшествия | Статьи | Своими руками | Страницы истории | Спорт | Техника | Магазин | Погода | Ссылки | Видео |